Перейти к содержанию

ЛаГГ-3


mozart

Рекомендуемые сообщения

Из википедии о ЛаГГ-3

 

Применение

 

Самолёты ранних серий имели недостаточную тяговооружённость и соответственно плохую манёвренность на вертикали.

Стоит заметить, что некоторым пилотам самолёт не нравился из-за недостаточной манёвренности. Впрочем, это скорее касалось слабых и неуверенных в себе пилотов, число которых резко возросло после больших потерь опытных кадров ВВС первого эшелона в первые месяцы войны. В руках настоящих "сталинских соколов" этот современный самолёт часто гарантировал гроб для противников, особенно для бомбардировщиков. Конечно, инертность при разгоне и недостаточная динамико-маневренные свойства ("тупость" машины по терминологии летчиков) портили впечатление, но 5 огневых точек - пушка, 2 тяжелых пулемета и 2 ШКАСа, сведенных к тому же очень близко к продольной оси самолёта, обеспечивали надёжное поражение любого немецкого самолёта даже при не очень точной стрельбе, - когда ЛаГГ стрелял, наблюдался огромный сноп огня. По отзывам немецких пилотов, именно этот самолёт они больше всего опасались на первом периоде войны из-за его огромной огневой мощи. Также неимоверная живучесть и стойкость к повреждениям конструкции ЛаГГа единогласно признаётся советскими пилотами наивысшей среди всех истребителей ВВС РККА первого периода войны. Особенно эффективно показал себя ЛаГГ-3 в частях ПВО при отражении немецкого воздушного наступления на Москву в 1941, а также при обороне с воздуха советских стратегических объектов. Хотя и в боях с истребителями в умелых руках самолёт ЛаГГ-3 также весьма эффективно показывал себя - к примеру, советский ас Георгий Дмитриевич Костылев (впоследствии инспектор истребительной авиации КБФ) сбивал в 1941-1943 на ЛаГГ-3 немцев и (особенно) финнов, сформировав за этот период боевой счет более 30 вражеских самолётов (почти все сбил на ЛаГГе). Также, сражаясь на ЛаГГ-3, свою первую звезду Героя Советского Союза заслужил Павел Михайлович Камозин.

Живучесть конструкции из дерева и дельта-древесины была выше, чем у аналогичного Як-1[1]. Занимательный факт: в 1941 году Сталин, не доверяя словам о «негорючести» дельта-древесины, пытался зажечь образец материала от огня собственной трубки[6]. Широко известное прозвище "Лакированный Гарантированный Гроб" вопреки распространенному мнению не употреблялось во время войны, и появилось после выхода книги, посвященной творчеству С. А. Лавочкина [7].

-----------------------------------

 

Впервые читаю в целом положительное обобщение возможностей ЛаГГ-3. Из воспоминаний получается, что этот самолет летчики недолюбливали, например вспоминает пилот ЛаГГа Д. А. Кудымов: "Мы с завистью смотрели на тех, кому посчастливилось летать на самолетах конструкции Яковлева - истребителях Як-1: на этих машинах летчики уверенно вступали в бой с немецкими самолетами любых марок, невзирая на численное превосходство противника".

 

А может есть у кого-нибудь соображения о том, что "Летающий гарантированный гроб" - это миф? Я вот думаю, что если бы применялись наши истребители в начале войны в качестве свободных охотников, а не привязанные к квадратам патрулирования/бомберам/штурмовикам, ЛаГГи могли бы показать себя очень достойно? Может быть фиаско относительно других наших истребителей - это следствие невозможности нормально вести оборонительные бои, где ЛаГГ не мог защищаться сохраняя энергию в маневрах как и-16 или як?

 kzvezda.pngzazaslugi.png10let.png

лагг553.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю так.

По свои боевым характеристикам ЛаГГ-3 был близок к FW-190. Этот немецкий истребитель также отличался тупостью на разгоне и не очень хорошей (мягко скажем) маневренностью на горизонталях. FW также как и ЛаГГ отличался огромной огневой мощью - 4Х20мм дудки - это вам не хухры мухры. Самое интересное то, что немцы в начале применения Фокеров на восточном фронте, а это конец 1942 года, стали использовать его ошибочно, самонадеянно ввязываясь в маневренные бои с Яками. Но быстро разобрались и в дальнейшем фоки стали строить свои боя так, чтобы не терять скорости и использовались, в основном, против бомберов и штурмов по принципу спикировал, вмазал и свинтил, пока не наваляли. А мессера при этом связывали боем истребители сопровождения. По свидетельству Пунева четверка Фок за две атаки - одна в пикировании на скорости, вторая, в продолжение первой, снизу в брюхо сбивали 4-6 Пе-2 из девятки. Причем делали они это так быстро, что наши пилоты даже не успевали сообразить, что произошло. Потом, когда появились группы боя, стали эшелонировать прикрытие по высоте ну и прочее, такие атаки фок прикрыли, что называется, наглухо.

Беда ЛаГГ-3 в том, что его боевое применение было в корне не верным из-за непонимания руководством ВВС СССР того времени тактики воздушного боя. Заставлять пилотов на такой машине ввязываться в маневренный бой, не говоря уж о непосредственном сопровождении - это смертоубийство для ЛаГГ. Вспомните воспоминания наших пилотов, как их в начальном этапе войны заставляли "гудеть" над позициями войск, типа прикрывать - то есть на средних скоростях нарезать круги, а немцы просто напросто подходили с превышение в высоте и изначально получали преимущество в атаке. В такой ситуации шанс увернуться на И-16 или Яке был гораздо больше, нежели на ЛаГГ.

С другой стороны, там, где боевые свойства этого самолета использовались грамотно, как истребителя-перехватчика ПВО, то есть против бомберов (та же битва под Москвой) - ЛаГГ показывал себя очень хорошо!. Думаю отсюда и двойственность в оценках этого выдающегося самолета.

Вместе с тем я бы не стал огульно обвинять руководство ВВС того времени и, так сказать, гвоздить их клеймом позора. Надо понимать, что на 1941 год практически никакого боевого опыта у большинства наших пилотов не было. Яки, ЛаГГ и МиГ были новыми машинами, до конца в войсках не освоенными. Якам повезло чуть больше - они были проще в управлении, быстрее осваивались и давали шанс на выживание в бою выше. При этом ситуация сложилась таким образом, что надо было во чтобы то не стало остановить немцев, как говорится, любой ценой. Это мы сейчас, с нашей колокольни, пост фактом понимаем что и как надо было делать. А в те времена все это отнюдь не было очевидным и ясным.

Кстати, интересный факт. Самым "безопасным" в бою был... И-16. Потери этих самолетов в пересчете на боевые вылеты оказались значительно ниже, нежели потери Яков, ЛаГГов и МиГов. В 1942 году даже обсуждался вопрос о возобновлении выпуска И-16.

1. "Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно".

Карл фон Клаузевиц

 

2. НЕНАВИЖУ ФОКИ!!!

kzvezda_for.jpgkzvezda_for.jpgzazaslugi_for.jpg10years_for.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

........Это мы сейчас, с нашей колокольни, пост фактом понимаем что и как надо было делать. А в те времена все это отнюдь не было очевидным и ясным......

Кстати это относится и к симу Ил-2( жаль у них не было хотя бы такого сима для обучения, сколько бы ошибок и смертей можно было бы избежать).

Если его правильно( как было описано выше) применять, то он вполне привлекательный... Я уже не говорю о 35-й сериии или ИТ, это вообще песТня :)

 

Из википедии о ЛаГГ-3

.... Занимательный факт: в 1941 году Сталин, не доверяя словам о «негорючести» дельта-древесины, пытался зажечь образец материала от огня собственной трубки[6]. ...

А этот "факт" просто смешён. Я сам курю трубку и что либо зажечь от неё(если это не головка спички или порох) невозможно. Поэтому я нигде не встречал что бы от трубок случались пожары :). Там тление происходит на уровне затухания( даже проходят международные соревнования по продолжительности...http://records-online.ru/chud31.html) и любое вмешательство из вне ведёт к соответствию... Это обусловлено тем, что в отличие от сигарет табак в которых проходит пропитку селитрой для не затухания в трубках используется чистый в достаточной мере влажный табак( поэтому и у "трубочников" не зазорно неоднократно запаливать её сново). Даже тот "факт" что Сталин наполнял трубку потрошёными папиросами "Герцеговина флор" не снимает обвинение в "некомпетенции" автора написанного.

Допускаю что Сталин мог это продемонстрировать с целью повеселить присутствующих, ну а там уж кот как смог извлёк из этого...На то они и журналисты...:)

—----------------------------------------------

Б.Н.- 4

Разбуди в себе Джонатана

Больше всего на свете чайка по имени Джонатан Ливингстон любил летать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Допускаю что Сталин мог это продемонстрировать с целью повеселить присутствующих, ну а там уж кот как смог извлёк из этого...На то они и журналисты..

 

Ну журналисты в большинстве своем (есть и исключения) вообще мало что понимают из того о чем пишут.

Там где требуются знания хотя бы на уровне средней общеобразовательной школы начинается, выражаясь словами чукчи, осмотревшего капканы, полный песец!)))

1. "Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно".

Карл фон Клаузевиц

 

2. НЕНАВИЖУ ФОКИ!!!

kzvezda_for.jpgkzvezda_for.jpgzazaslugi_for.jpg10years_for.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

×
×
  • Создать...