Перейти к содержанию

Воздушный винт.


Рекомендуемые сообщения

Список вопросов, которые требуют освещения. (Не окончательный, может расширяться или сокращаться).

1) Виды винтов – толкающий, тянущий, 2-3-4-8 лопастной, изменяемого-постоянного шага. 2) Расчет тяги винта. 3) Потребная мощность винта. 4) Понятие о подборе винта к двигателю 5) Шаг винта. 6) Облегчение винта. 7) Гироскопический момент винта 8) Реактивный момент винта 9) Косая обдувка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По воздушным винтам рекомендован к ознакомлению следующий материал В. Л. ТЕУШ РАБОТА ВОЗДУШНОГО ВИНТА НКАП Москва 1944.(Легко находится и скачивается через Гугл, напр. здесь. Но ссылки периодически меняются. Если возникнут проблемы, то здесь это у всех есть, обращайтесь).  Это, так сказать - вирпил-максимум. Минимум, необходимый на допуск к полетам, выложен здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 свойства винта, из-за которых самолет "уносит".

 

Реактивный момента винта

Винт, вращаясь в одну сторону, создает момент, стремящийся повернуть (накренить) самолет в противоположную сторону. Так, винт левого вращения создает момент в сторону крена вправо. Это сказывается весьма заметно на маневренности самолета. Именно, самолет с винтом левого вращения совершает развороты, перевороты и бочки вправо гораздо легче и быстрее, чем влево, так как реактивный момент винта помогает повороту вправо и противодействует повороту влево. С винтом правого вращения картина будет обратная. Этот же реактивный момент винта является одной из причин неуправляемого разворота самолета в начале разбега. Например, реактивный момент винта левого вращения создает на правое колесо шасси большее давление, чем на левое. Это вызывает большее трение у правого колеса и, следовательно, стремление самолета развернуться вправо: Винт правого вращения вызывает разворот влево.

 

Закручивание струи винта

На разворот самолета влияет еще закрученная струя от винта, которая обдувает хвостовое оперение несимметрично, преимущественно с одной стороны. Например, струя от винта левого вращения бьет по рулю направления справа и стремится таким образом развернуть самолет вправо, т. е. в ту же сторону, в какую поворачивает и реактивный момент.

 

Гироскопический момент винта

Известно, что всякое быстро вращающееся тело стремится, как волчок, сохранить направление своей оси вращения неизменным (например, горизонтальным) и противодействует всякой попытке отклонить эту ось. При этом если заставить ось вращения наклониться в какую-либо сторону, например вверх или вниз, то она не просто будет противодействовать этому отклонению, а будет уходить в направлении, перпендикулярном произведенному воздействию, т. е. в данном случае вправо или влево. Это и называется гироскопическим моментом. В частности, гироскопический момент вращающегося воздушного винта выражается в следующем. Если самолету с винтом левого вращения дать наклон вниз (ручку от себя), то гироскопический момент винта будет стремиться создать поворот вправо, при взятии ручки на себя — поворот влево. У разных самолетов и на разных оборотах этот эффект может быть более или менее заметен. В начале разбега, при подъеме хвост самолета наклоняется вниз, и тогда гироскопический момент винта левого вращения стремится развернуть самолет вправо, а при винте правого вращения — влево. Таким образом выходит, что все три причины разворота — реактивный момент, действие струи и гироскопический момент винта — всегда действуют в одну сторону: при винте левого вращения разворачивают самолет вправо, а при винте правого вращения — влево. Однако действие этих факторов сказывается только в начале разбега, когда поступательная скорость мала и рули еще неэффективны. При увеличении скорости киль и руль направления легко преодолевают стремление самолета к развороту. Обычно киль самолета несколько смещен от оси симметрии самолета, и поэтому в горизонтальном полете летчик почти не ощущает разворачивающего эффекта винта

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шаг винта. 

Лопасти винта стоят под некоторым углом к плоскости его вращения. 0_6f155_2acc2994_XXL.jpg
Если бы винт, вращаясь, проходил бы некоторую воображаемую резьбу некой воображаемой гайки, то за один оборот он проходвигался бы вперед на некоторое расстояние. Это расстояние называется «шаг винта».
propeller_step.png
Малый шаг – лопасти стоят под небольшим углом к плоскости вращения, длина пути за один оборот не велика.
Большой шаг - лопасти стоят под большим углом к плоскости вращения, длина пути за один оборот возрастает.

На большом шаге сопротивление воздуха вращению винта велико, двигателю нужна большая мощность для того, чтобы вращать винт. Слишком большой шаг – двигатель не может вращать винт достаточно быстро, не выдает номинальных оборотов, тяга меньше номинала.

На слишком малом шаге винт может раскрутиться выше номинальных оборотов – двигатель перегреется.

Поэтому все самолеты (кроме старых, вроде ТБ-3) используется механизм, автоматически подстраивающий угол установки лопасти (собственно – шаг винта) под номинальные обороты (обычно это 2200 или 2700 оборотов в мин., зависит от мотора).

 

На зарубежных самолетах этот процесс не требует вмешательства пилота.
На совестких самолетах этот механизм имеет регулятор – вы можете, вращая колесо, установливать регулятор в разное положение, так, что он будет подлаживать шаг винта под разные обороты.

Анимация регулировки шага винта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...