Перейти к содержанию

Штопор


terror

Рекомендуемые сообщения

ПРЕАМБУЛА

Штопором для простоты обычно мы называем все этапы неконтролируемого поведения самолета в виртуальном воздухе, но для борьбы с ним необходимо четко понимать этапы штопора и его развитие.

 

АМБУЛА

Итак "штопор" в любом симуляторе обычно состоит из двух основных этапов и иногда можно выделить несколько промежуточных. Два основных этапа, как многие знают, это крутой штопор и плоский штопор. В многих симуляторах, а в Ил-2 тем более, можно выделить еще несколько этапов развития штопора: критический угол атаки, приближение к сваливанию, сваливание, зависание и т.п.

Как же развивается штопор? Суть его в том, что при превышении определенного угла атаки начинается быстро развивающйся срыв потока на крыле, что вызывает тряску, шум и раскачивание самолета, так как обтекание обоих полукрыльев обычно далеко от симметричного, то и критический срыв потока на одном полукрыле обычно случается раньше, чем на другом, это вызывает вращение самолета - авторотацию, что и воспринимается пилотом, как начало штопора. Это на пальцах теория.

На практике все выглядит так: допустим мы делаем вираж. В определеный момент из-за того, что пилот слишком сильно тянет ручку на себя, угол атаки сначала приближается к критическому, начинается отрывное обтекание, что вызывает тряску, шум (Ил-2), включение зуммера (ВБ). Дальнейшее увеличение угла атаки (падение скорости, попытка тянуть ручку на себя) приводит к превышению критического угла атаки и лавинообразному развитию срыва потока на верхнем полукрыле, самолет резко выходит из виража (авторотация), если же пилот продолжает и дальше тянуть ручку на себя, начинается сначала крутой штопор - самолет вращается "почти вдоль своей оси", а затем и плоский - самолет вращается вокруг некой вертикальной оси в пространстве, причем нос всегда направлен на нее. (Правильное определение плоского и крутого штопора можно всегда найти в инете, я писал на ФХшный форум помнится).

 

КАК ПРАВИЛЬНО БОРОТЬСЯ СО ШТОПОРОМ

 

Итак, как же бороться со штопором, если вы уже в него попали. А бороться надо так: если вы во-время сообразили, что начинается штопор - т.е. появилась авторотация, то можно "запихнуть" самолет обратно в вираж. Для этого нужно при начале "выворачивания" самолета из виража или начале автовращения мнгновенно поставит ручку нейтрально по тангажу, "ногу" и крен полностью из вращения. Обычно самолет возвращается на прежний курс, но если вы стояли в вираже - потеря угла неминуема.

Если же самолет вращение не прекращает - ручку и ноги моментально ставим нейтрально. Если штопор крутой - через некоторое время вращение прекратиться. После этого нужно набрать скорость до начала следующего маневра, чтобы повторно не попасть в штопор. Если же вращение не прекратилось и штопор переходит в плоский - скорость вращения увеличивается, и вращение преходит к горизонтальному (все начинает "нестись перед глазами"), переходим к выводу самолета из штопора, для начала убираем газ, даем ноги из штопора, ручку строго нейтрально и ждем, если после двух-трех витков самолет не вышел, ручку по крену В штопор и ОТ себя (если штопор перевернутый - на себя). Ждем. Если до змели остается менее 1000 метров высоты, а самолет даже не начал замедлять вращение - принмаем меры к аварийному спасению экипажа.

 

КАК НЕ ПОПАСТЬ В ШТОПОР.

Ясный перец, что легче не попадать в штопор, чем выходить из него. Не попадание в штопор обеспечивается тремя факторами:

1. Тренировка

2. Хладнокровие

и, как ни странно...

3. Правильная хватка ручки

 

Тренироваться нужно так (с полностью выключенным кокпитом!!!):

1. Делаем быстрые бочки: с прямой на скорости ручку полностю в какой-нибудь угол и туда же педали. По ходу вращения органами управления не даем самолету: а) упасть в штопор, б) опустить нос ниже горизонта, в) уйти с курса

1. крутим 100 петель и виражей. Ни разу при этом не попав в штопор.

2. то же, но с внешнего вида

3. Специально попадаем в различные штопоры. Причем стараемся выйти из них как можно скорее, желательно на этапе сваливания.

4. крутим пилотаж с двигателем на 50%.

 

Хладнокровие

1. Помните, что самолет - не чудо машина и законов физики не отменяет ни ваше мастерство ни самый расчудесный убер-плейн. Не насилуйте самолет, не пихайте его в штопорные маневры. Если вас вынудили вести бой на грани сваливания - и вы вот-вот сорветесь, то это - просчет тактики, спокойно вжимайте максимум из машины, чтобы исправить положение, но не расчитывайте на "еще чуть-чуть додавить в вираже".

2. Не забывайте, что "скоростной" штопор (с прямой на скорости ручку резко на себя) даже более опасен из-за своего быстрого развития, чем классический "виражный"

 

Хватка

1. Не "давите сок" из ручки управления. Держите ручку мягко, но твердо. Основная проблема новичков - попытка удержать самолет, удерживая ручку. Рука сжимается так, что аж белеет - толку никакого, рука устает и четкости управления нет - все движения резкие.

 

Вот и все. Работайте. Еще раз напомню, что в офлайне лучше всего тренироваться с полностью отключенным кокпитом - это развивает "чувство машины".

С уважением, terror

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

всё правильно НО=)

хотелось бы почитать о применении штопора как манёвра!

иногда у я делаю так:

на горке при полной тяге ручку насебя-влево и педали тоже влево одновремено!(или всё вправо как кому нравится=) Самолёт закручивается(очень красиво=) и противник может пролететь вперёд, даже должен=)

Опасности попасть в плоский штопор очень мало т.к самолёт обычно сам выходит из этого маневра носом вниз.

Но нужно это делать на хорошей скорости(хотя бы 250-300).

А то он вас скорее всего расстреляет зависшего.

Хотя риск всегда есть.

Эта штука действует на всех самолётах. Даже спит5 который почти безштопорный сваливается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня эта штука на кобре лучше всего получалась, при этом выходе из штопора противник оказывался в прицеле :(

 

по началу в иле такой коллапс происходил - вхожу в вираж, флапсу до посадочного - очередь, противник падает. Убираю флапсы

самолет начинает дико штопорить. Вывод надо не забывать смотреть на указатель скорости, и разгонятся надо постепенно убирая закрылки. В птицах такой эффект тоже есть, но он малозаметен.

 

ЗЫ а кто нибудь Оперу юзает ? Она у меня после отправки сообщения не обновляет страницу - просто ждет. Приходиться обновление вручную делать.Да и вот такие приколы с дублированием случаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полностью согласен с Дастом. Вот еще небольшая выдержка по поводу "доштопорного" применения этого замечательного маневра вот отсюда:

В Иле есть возможность сделать переворот гораааздо быстрее, чем в ВБ, для этого: руль направления в сторону до упора, ручку в ту же сторону до упора и, одновременно, на себя до упора. Самолет перворачивается "по-ботовский", практически мнгновенно.

Замечу, однако, что таким же образом можно сделать и бочку, для этого надо на себя ручку брать за мнгновение до начала крена и в положении кверх ногами отдать ручку от себя наполовину от среднего положения, тогда компенсируется опускание носа и потеря высоты.

Маневр сначала кажется страшным - звук сваливания, кажущаяся не координированность маневра, опять же кажущиеся потери энергии смущают, но на самом деле такой маневр применяется и в реале и причем очень часто. Потери энергии при нем самые незначительные и при этом маневр достаточно координирован.

С уважением, terror

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...