Перейти к содержанию

Клин двигателя от раскрутки винта (винт обратной схемы и МиГ-3)


Рекомендуемые сообщения

Товарищи лётчики,

Никогда такого не было и вот опять некоторые наши лётчики клинят двигатель на МиГ-3 в бою в самый ответственный момент. Почему, спрашивается? А ответ прост - криворукость и безблагодатность воздушный винт. И не просто винт, а винт обратной схемы. Дело в том, что такие винты обратной схемы устанавливались на МиГи, Пе-2 первых серий, первые Яки и ранние Лагги. Винты обратной схемы работают так: для перевода винта на малый шаг, регулятор постоянства оборотов (Р-7 в случае с МиГом) должен сливать топливо из магистрали винта, а чтобы перевести на большой шаг - наоборот подавать. Итак: сливаем масло из магистрали, лопасти переходят за счёт центробежной силы на малый шаг, подаём - масло двигает поршень механизма, и лопасти переходят на большой шаг. Поэтому на малый шаг такой винт может переходить очень быстро, а вот на большой - только с фиксированной скоростью. Мало того, при падении давления масла скорость перехода на большой шаг резко уменьшается. Из-за такого устройства наблюдались (и продолжают, блин, наблюдаться!) некоторые неприятные фишки: во-первых, при повреждении маслосистемы винта и вытекании масла из неё винт обратной схемы постепенно переходил на всё меньший шаг и тормозил самолёт так, что лететь становилось невозможно (см. мемуары Голубева, например). Во-вторых, если масло в механизме винта застывало, винт не мог перейти на бОльший шаг, поэтому при даче газа или, например, снижении наблюдалась его раскрутка. Лётчикам Пе-2 при полёте зимой рекомендовалось периодически менять туда-сюда шаг винта, чтобы прогреть масло в магистралях винтов (см. инструкцию к Пе-2). В-третьих, при вводе в пикирование ручкой от себя из-за падения давления масла в двигателе и, соответственно, магистрали винта, а так же быстро увеличивавшейся скорости, Р-7 не хватало давления масла для быстрой перестановки лопастей и происходили раскрутки винтов (см. отчёты о боевом использовании ЛаГГ-3). Эти недостатки у нас отсутствуют на сегодняшний момент в Иле. А вот "в-четвёртых" у нас очень даже есть: при уборке газа (давление масла падает) на полных оборотах винта, а потом его резкой даче, РПО не может перевести винт достаточно быстро на большой шаг, происходит заброс оборотов. Особенно это заметно в следующей ситуации: МиГ идёт на вертикаль, где зависает. Так как скорость низкая, винт уже находится на упоре малого шага, лётчик, чтобы самолёт не закрутило, убирает газ, падает давление масла, самолёт переваливается вниз, скорость начинает расти и лётчик снова даёт полный газ. Так как винт на упоре малого шага, а давление масла низкое - винт тут же раскручивается за 3000 оборотов и движок мгновенно клинит. В такой ситуации и особенно с таким винтом, газ надо давать очень плавно.

Почему использовали винты обратной схемы? Очень просто: например в заменившем ВИШ-61 винте прямой схемы ВИШ-105 на корнях лопастей имеются специальные противовесы, которые, в отличие от лопастей без них, стремятся за счёт центробежной силы перейти на большой шаг, а не на малый, как раньше. Поэтому и РПО там работает наборот: слив масла увеличивает шаг, снижая обороты, подача - уменьшает шаг, обороты растут. В результате винт может очень быстро переходить на большой шаг (хотя и даже с этим винтом можно перекрутить, если постараться). Но! Есть но. Но заключается в этих самых противовесах. Лопасти становятся тяжелее, кроме того, усложняются силы, действующие на лопасть, да и сам механизм становится больше, то есть кок становится больше. В итоге самолёт летит чуть медленне. Это очень чётко видно по ЛаГГ-3, где на первых сериях кок винта, скрывающий его механизм, небольшой и, как бы, заострённый, обтекаемый. На ЛаГГах поздних серий с винтом ВИШ-105 кок куда больше и менее острый, менее обтекаемый (см. приложенные картинки, так, кстати, можно определить, какой винт стоит на самолёте). Лётчики-перегонщики жаловались, что, мол, самолёты со старыми винтами (ВИШ-61) на середине пути их догоняли и обгоняли. Разница в скорости была 4-5 км/ч. Тем не менее, по уже очевидным причинам, на всех самолётах, а это почти все наши самолёты, как истребители, так и бомбардировщики, уже устанавливались винты ВИШ-105, а не 61. У нас самолёты разных периодов, но на большинстве уже стоит прямой ВИШ-105. Характерными примерами с винтами обратной схемы у нас служат: МиГ, Ишак, первые Пешки (мог чего-то забыть).

Мораль сей басни такова: чтобы не попасть в просак - нехр не надо дёргать за всякие ручки и, конечно, знай и люби свою мат. часть!

5264285d14a7fc39093b9410f49c4da4.jpg

ВИШ-61 сверху ^^^, ВИШ-105 снизу ...

1-lagg-3-ser29.jpg

  • Лайк 6

С уважением, terror

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • terror изменил название на Клин двигателя от раскрутки винта (винт обратной схемы и МиГ-3)

Я примерно понял. Вообще я в первый раз на миге с таким сталкиваюсь. Такое у меня было на як7.

Во вчерашней ситуации клин произошел в горизонтальном полете. Ручки газа и оборотов я не дергал, форсаж включен не был, радиаторы были настроены.

Я был после тренировки, голова соображала не очень, возможно я все таки что-то упустил и спалил движок хз. Конечно очень обидно, еще обиднее, что в следующем вылете сдох в ситуации, когда можно было тупо убежать. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вот ночью во сне подумал и надумал, что вряд ли все эти нюансы учитываются, винты, скорее всего, одинаковые на всех наших, условный ВИШ-105. Вряд ли разработчикам хватило сил внедрить всё вот это. Так и фича "убрал газ, потом резко дал, схватил клина" - работает на всех одинаково.

А написал я этот опус, потому что сам недавно на HAW так на МиГе двигатель заклинил.

С уважением, terror

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, Vovka сказал:

Я примерно понял. Вообще я в первый раз на миге с таким сталкиваюсь. Такое у меня было на як7.

Во вчерашней ситуации клин произошел в горизонтальном полете. Ручки газа и оборотов я не дергал, форсаж включен не был, радиаторы были настроены.

Я был после тренировки, голова соображала не очень, возможно я все таки что-то упустил и спалил движок хз. Конечно очень обидно, еще обиднее, что в следующем вылете сдох в ситуации, когда можно было тупо убежать. 

Может, просто не очень точно смесь выставил? Типа, форсаж был небольшой, он и заклинил через сколько-то.

С уважением, terror

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, terror сказал:

Может, просто не очень точно смесь выставил? Типа, форсаж был небольшой, он и заклинил через сколько-то.

Возможно, по выхлопу еще проверяюсь обычно 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На МиГе легко переохладить масло. Открыть на 50% и в пикировании разогнаться зимой - вполне может и хватить, думаю. 

  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...